Ваша любимая игрушка в детстве:
Проголосовать

Посмотреть результаты



Как жили наши предки в старину

От веков древних православные русские люди привыкли называть свою родную страну — Святою Русью, Русью православною. И воистину достойна была наша Русь этого имени, достойны были ее сыны называться сынами Руси Святой. Перенесемся мысленно на 200 — 300 лет назад и посмотрим, как жили наши предки в старину, чтобы сравнить: так ли мы живем?..

«Не ведаю, — говорит один чужеземный путешественник древнего времени, — какие люди на свете благочестивее русских чтут имя Божие…» И действительно, любили наши предки храмы Божии, повсюду их строили и благолепно украшали, и со всем усердием их посещали. Вот как поучал, например, детей своих благочестивый князь Владимир Мономах: «Первое к церкви, да не застанет вас солнце на постели; тако бо деяше отец мой блаженный и вси добрии мужи совершении: заутреню отдавати Богу хвалу и потом, узревше солнце восходящее, прославите Бога с радостию...» И эти заветы, эти правила — были не пустые слова. Правда, люди простые не могли часто ходить к богослужению, сравнительно редко ходили и женщины, занятые домашним хозяйством; но сам царь со своими боярами каждый день бывали на всех церковных службах; другие, более или менее состоятельные люди, старались тоже не пропускать служб, особенно по пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням; иные же ходили в церковь только к обедне, а прочие службы отправляли дома. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по отзывам иностранцев, не легко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими.

Вставая от сна, принимаясь за какое—либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо церкви, часовни, иконы, или встречаясь с крестным ходом, слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе крестное знамение, делали поклоны, произносили молитву, чаще всего: «Господи, помилуй»... Многие, от царя до просто¬людина, подобно монахам, являлись всюду с четками в руках и, когда была возможность, перебирали их, творя молитву.

В особых случаях, например собираясь в дальний путь, призывали священника и служили молебен, а кто познатнее, ходили к епископу и вместе с благословением получали от него икону; перед посевом и после посева зерно освящали в церкви. Святыню чтили с великим благоговением. Иконы и кресты ставились на городских воротах, площадях, на дорогах, на воротах домов и в каждой комнате; у богатых людей были особые крестовые комнаты или молельни, уставленные рядами икон и крестов. Русские брали с собою св. иконы в путешествие в чужие края, при выступлении в поход, употребляли при защите города от врагов, при заключении договоров, при болезнях и других народных бедствиях, подносили царям, Патриархам и другим лицам; с крестами в руках встречали священники проезжих на больших дорогах и переездах чрез реки, чтобы благословить их путь.

В домах св. иконы ставили благолепно, с разными украшениями, закрывали завесами от пыли, отирали мягкою губкою, остерегались касаться их нечистыми руками, с нечистой совестью; зажигали пред ними свечи и лампады, кадили благовонным ладаном, после молитвы, перекрестясь, целовали их, дух в себе удержав, а губ не разеваючи ; считали неприличным касаться лика святого на иконе. — Подобным образом относились и к просфоре и другим священным предметам. Антидор и просфору вкушали бережно, с благоговением, боясь уронить крохи на землю; кусать зубами ее считали неприличным: ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть просфору с чем-либо, кроме святой воды, или есть после другой какой пищи, считали за грех.

Святою водою окропляли себя, помазывались, пили ее на освящение души и тела, употребляли во время повальных болезней и голода. Царю и Патриарху ее присылали отовсюду как священный дар, и духовник каждое утро окроплял ею царя.

С особенным усердием древние русские люди делали пожертвования на храмы Божии, постились и творили милостыню. Они крепко верили, что сими добродетелями исцеляются недуги и прощаются грехи. Люди набожные шли в церковь с приношениями. Жертвовали в церкви и монастыри книгами и иконами, деньгами и всем, чем кто мог, или за здравие, или на помин по душе.

Посты, особенно Великий, соблюдали наши предки с особенной строгое — таю: вкусить мясную или молочную пищу постом считали за такой тяжкий грех, что скорее бы согласились умереть, чем сделать это. Кроме установленных Церковью постов, многие налагали на себя добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога: так было в 1607 и 1611 годах, когда Русь страдала от внутренних смут и польских грабежей.

О милостыне иерей Сильвестр так заповедует сыну: «Нищих, и маломощных, и бедных, и скорбных, и странных пришельцев призывай в дом свой и по силе накорми, и напой, и согрей, и милостыню давай от своих праведных трудов и в дому, и в торгу, и на пути: тою бо очищаются греси, те убогая ходатаи Богу о гресех наших». Оттого и было всегда на Руси много милостивцев. О каждом добром князе летописи говорят, что он был милостив к бедным, не щадил для них своего имения. Люди богатые посещали богадельни и тюрьмы, кормили нищих, странных, юродивых, раздавали милостыню, особенно в праздники и в поминовенные дни. — С любовью принимали благословение наши предки у лиц, облеченных благодатию священства. Монастыри считали они домами святых угодников Божиих и усердно посещали их... Вот как жили наши предки благочестивые. Так ли мы живем? Держим ли предания, ими завещанные? Достойны ли мы именоваться сынами Руси православной, Руси Святой?.. Загляни каждый в свое сердце, спроси у своей совести, не лукавя пред Богом, не обманывая себя... О как полезно нам в этом проверить себя!..

(Из Троицких Листков XIX в.)

Skip Navigation Links
Использование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на сайт.