Ваша любимая игрушка в детстве:
Проголосовать

Посмотреть результаты



Церковные праздники

Все мы стараемся помнить день Ангела и день рождения наших родных и близких. Многие дети с любовью помнят эти дни у мамы, папы и стараются сделать для родителей что-нибудь приятное, порадовать их послушанием, ласкою, хорошим поступком. Если же родителей нет в живых, мы с любовью вспоминаем их и молимся за них, особенно в такие дни.

Как же свято должны все люди помнить и чтить дни, посвященные великим событиям земной жизни Господа Бога нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери?!

В Православной Церкви установлены праздники для почитания этих дней и для того, чтобы каждый человек мог, молитвенно участвуя в Богослужении, таинственным образом стать сопричастником празднуемых событий.

Главный, самый великий праздник Православной Церкви это - Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня. Кроме того, Церковь особенно чествует двенадцать великих праздников (они называются по церковно-славянски "двунадесятыми"). Из них восемь, в память Господа Иисуса Христа, называются Господними, а другие четыре, в честь Матери Божией - Богородицы, называются Богородичными.

Праздники эти такие: Рождество Пресвятой Девы Марии, Введение во храм Пресвятой Девы Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, День Святой Троицы и сошествия Святого Духа (Пятидесятница), Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Здесь мы расскажем об осенних церковных праздникам.

Они (праздники) воспитывают дух благочестия и жизнь по вере. Ибо, отрывая от житейского и к духовному обращая внимание, возгревают в душе небесные чувства или дают ей вкусить и питаться небесными благами. Для обремененного житейским, желающего однако и небесного, это то же, что из душной комнаты выход на освежительный чистый воздух. Это бывает вообще от впечатления, какое оставляет в душе одно присутствие в церкви, видом своим представляющей небо, особенно же возбуждением молитвенных к Богу восхождений и благоговейного настроения самою службою. Кто как следует совершит праздник в церкви и по-церковному, тот едва ли уклонится в тот день и далее на что-либо не богоугодное. А иной праздник свет свой бросает от себя иногда далеко вперед. Во все это время возгретые в день его чувства не отходят и продолжают держать благотворное в душе настроение.

Святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫРождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо восеия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: из Тебя воссияло Солнце правды Христос Бог наш, разрушивший проклятие и давший (утвердивший) благословение, уничтоживший смерть и даровавший нам жизнь вечную.


1 сентября по церковному календарю начинается новый год. Первым двунадесятым праздником в году является Рождество Богородицы. Мы его встречаем 21 сентября по новому стилю (8 сентября по-церковному).

В этот день мы празднуем событие, которое произошло более двух тысяч лет назад, когда на земле еще только ожидали пришествия Спасителя. В Палестине, в небольшом городке Галилейской области жили праведные люди - Иоаким и жена его Анна. Они были немолоды, а детей у них не было. Это очень их огорчало. Они много молились, чтобы Бог дал им дитя.

Однажды Анна сидела в саду под тенистым деревом. Она увидела на дереве гнездо и в нем птенчиков. Анна опечалилась и сказала: "У птиц, у зверей есть дети, одна я несчастлива. О, Боже, будь милостив, сжалься надо мной и пошли мне ребенка. Я посвящу его на служение Тебе".

И вдруг в эту минуту перед изумленной женщиной явился Ангел и сказал: "Господь услышал молитву твою : у тебя родится дочь, о которой возрадуются все народы земные, потому что через нее дастся спасение всему миру".

Предсказание Ангела скоро исполнилось. Бог даровал Иоакиму и Анне дочь, которую они назвали Марией. Она стала Пречистой Богородицей, Матерью нашего Господа Иисуса Христа.

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ   КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА

Cпаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Cпаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое (принадлежащее Тебе), победу над врагами даруя и Твоих сохраняя Крестом Твоим

Этот праздник отмечается 27 сентября по новому стилю (14 сентября по-церковному), а установлен он в память следующего события. В IV веке новой ары (начавшейся после Рождества Христова) в Византии жила праведная царица Елена. Она отправилась в Иерусалим с целью отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Она приказала разрушить языческий храм на Голгофе, на Лобном месте (так называлось место, на котором были распяты на трех крестах Христос и два разбойника). При раскопках нашли три креста, но не знали, на котором из них был распят Спаситель.

Случилось так, что мимо проходила похоронная процессия. Иерусалимский патриарх велел остановить шествие. К

умершему стали прикладывать поочередно все три креста. Два креста не имели действия, но едва к нему был поднесен Животворящий Крест Господень, как мертвец встал из гроба. Царица Елена в сердечном восторге упала перед этим Крестом на колени и поцеловала его. То же сделал патриарх.

Весть о великом событии быстро разнеслась по всему городу. Собралось множество людей. Из-за многолюдства многие не имели возможности прикоснуться к драгоценному Кресту, даже увидеть его.

Тогда патриарх взошел на возвышение и воздвиг, то есть, поднял вверх, Святой Крест и показал его народу. Народ с умилением воскликнул: Господи, помилуй!"

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

ТРОПАРЬ ПРАЗДНИКА

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголем: покрыл нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Cегодня, благоверные люди (истинно верующие), светло (радостно) празднуем, осеняемые (покрываемые) Твоим, Богоматерь, пришествием, и на Твой взирая пречистый образ (икону) в умилении говорим: покрой нас драгоценным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, моля Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы - один из самых чтимых всей Русской Православной Церковью. И хотя явление Божией Матери, держащей Свой покров, или омофор, над православными христианами, произошло в Константинополе, празднуют это событие только в Русской Православной Церкви.

В царствование греческого императора Льва VI Премудрого (царствовал он с 886-го по 912 г.), в начале X века, 1 октября, в день воскресный, множество народу молилось за всенощным бдением во Влахернском храме в Константинополе. Этот храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы, и здесь хранились Ее ризы, привезенные из Палестины, а также Ее омофор (большое покрывало, которое Она носила на голове) и часть пояса.

Среди молившихся был и великий святой, доселе высоко чтимый у нас на Руси, Андрей Христа ради юродивый. Он был славянин, отроком попавший в плен и проданный в рабство богатому греку Феогносту. Феогност полюбил умного и кроткого мальчика как сына и дал ему прекрасное образование. Вскоре Андрей изучил Священное Писание и все мысли свои посвящал Богу. По велению Божию он избрал подвиг юродства - стал жить как бездомный и лишенный разума нищий.

И вот в четвертом часу ночи великому в своем смирении Андрею юродивому было великое явление. Он увидел, что своды храма как бы раздвинулись и на небесах появилась Сама Царица Небесная, сияющая сильнее солнца, в окружении пророков, Апостолов и Ангелов. Она долго молилась со слезами о всех православных христианах, затем сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое Свое покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа Его с великой торжественностью распростерла над всем стоящим народом.

Святой Андрей спросил у стоявшего рядом с ним ученика своего Епифания, позднее ставшего Константинопольским патриархом: "Видишь ли, брате, Ходатаицу мира?", - "Вижу, святый отче, - отвечал он, - и ужасаюсь!" Кроме них никто из стоявших в храме не удостоился видеть Царицу Небесную. Они же довольно долго видели распростертое над народом покрывало.

Это явление Богородицы было в тяжкие для греческого царства времена, когда усилились внешние и внутренние смуты, со всех сторон теснили иноплеменники. По преданию, как раз в это время осаждали Константинополь наши предки, дружины россов. И вот Матерь Божия подает в защиту Свой Покров, Свою благодатную помощь. В самом Константинополе не было праздника Покрову Божией Матери, но там помнили об этом знамении, во Влахернском храме была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась святому Андрею.

Более чем через двести лет после этого события, в 1164 году, когда в Константинополе уже мало кто помнил о нем, оно вдруг приобрело огромное значение на Руси.

В русском Прологе XII века, повествующем об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы, говорится, что наши предки, услышав об этом дивном видении, удивились: как такое великое и милосердное видение надежды и заступления нашего остается без празднества? И порешили: "Да не без праздника останется Покров Твой, Преблагая!" И Русская Православная Церковь учреждает праздник Покрова Божией Матери 1 октября (по старому стилю , 14 - по новому).

Среди тех, кто особенно ратовал за установление этого праздника главным лицом был также святой благоверный князь Андрей Боголюбский, которому за несколько лет перед тем тоже явилась Божия Матерь с повелением заложить новый центр Руси во Владимире и обещанием Своей помощи и заступления. Благоверный князь пишет сказание об установлении этого праздника "Слово на Покров", и он становится одним из составителей службы на праздник.

Через несколько лет редкий город на Руси не имел храма в честь Покрова Божией Матери. Примечательно, что и знаменитый на весь мир храм на Красной площади в Москве - Покровский храм, но издавна зовется в народе храмом Василия блаженного, Христа ради юродивого, которому посвящен лишь один из множества пределов храма. И здесь Пресвятая Богородица как бы оказывает особую милость, берет под Свое особое покровительство Христа ради юродивого.

Труднейший подвиг юродства также примет особое значение и распространится только на Руси. Юродивых у нас станут называть "блаженными", потому что истинное блаженство народ православный будет видеть в полноте смирения юродивых, свободе от привязанностей к земному и суетному.

Русский народ принял в самое сердце свое смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы: Она приняла весь православный народ, а значит и всю Святую Русь, под Свой омофор. Покров день стал русским национальным праздником, не известным ни католическому Западу, ни греческому Востоку.

Skip Navigation Links
Использование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на сайт.