Ваша любимая игрушка в детстве:
Проголосовать

Посмотреть результаты



Святой Богатырь Илья Муромец

Илья МуромецВосемь веков назад в Киево-Печерской лавре почил святой старец Илия, память которого Православная Церковь празднует в самом начале года, 1 января. Всему народу, а особенно детям, этот святой до сей поры более известен как великий русский богатырь Илья Муромец. Еще при его жизни, в XII веке, о нем было сложено народом множество былин и сказаний, многие из которых с раннего детства знаем и мы с вами. Илья Муромец стал монахом уже в глубокой старости, увенчанный славой любимого народом героя и победителя супостатов. Сам он славы никогда не искал: ни на бранном поле, ни тем более в монастыре; его монашеские подвиги скрыты от нас, но, несомненно, были и они велики, более велики даже и трудны, чем подвиги ратные, - доказательством тому нетленные мощи Илии, которые и доселе покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Московский священник Иоанн Лукьянов в своем «Путешествии в святую землю» в XVII веке пишет: "Поидохом в Антониеву пещеру и там видихом храброго воина Илию Муромца в нетлении лежащим под покровом златым, ростом как нынешние крупные люди, рука у него левая пробита копием, язва вся видна, а правая рука изображает крестное знамение! Из этого описания видно, что Илья Муромец не был сказочным великаном, а был очень крупным и сильным человеком. И обратите внимание, левая его рука свидетельствует нам о служении воина, а правая - о молитвенном служении монаха.

Святой Илья Муромец, любимый герой русского народа, и в своей тревожной жизни воина обладал не только могучей силой телесной, но и великой силой духовной. Много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили сказы о русских богатырях, особенно о самом чтимом из них, Илье Муромце, и образ его во всех былинах остается неизменным. В них находим мы рассказы о его истинно христианской кротости и смирении, величавом спокойствии и мире душевном. Эти главные свойства Илии, делающие его столь непохожим на других богатырей, любовно сохранены народной памятью и переданы нам с вами.

Преподобный Илия родился в селе Карачарове под древним русским городом Муромом. Название этого села сохранилось и поныне. Любовно сохранено народной памятью и имя отца Илии, крестьянина Ивана Тимофеевича. Другие богатыри в основном витязи знатного рода, Добрыня Никитич даже родственник князя Владимира, по летописям - его дядя, по былинам - племянник. Илья Муромец - единственный крестьянин по происхождению среди русских богатырей. И именно ему дана самая большая сила - и духовная, и телесная.

От рождения Илья был немощен, даже ходить не мог до тридцати лет. И видно, в эти тридцать лет воспитались в нем великое терпение и смирение, великая кротость, если Божиим Промыслом ему было определено стать в то тревожное время во главе защитников границ Руси от многочисленных врагов, во главе всей богатырской рати. Их молодой силе и мощи, всегда волнующейся, готовой вспыхнуть ссорой, нужен был именно такой, всеми уважаемый за свою силу духовную, всех объединяющий и примиряющий предводитель. «Под славным под городом под Киевом стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша». Эти слова из былины запечатлел в своей известной картине «Три богатыря» Васнецов.

Из былин видно, что Илия Муромец - особый избранник Божий, сила дается ему чудом, через святых старцев, калик перехожих, то есть странствующих монахов. Они приходят к нему в дом, где он привычно безмолвствует один, и со властию говорят: «Поди и принеси нам напиться». Пытаясь по послушанию исполнить приказ старцев, он получает помощь свыше и встает. Здесь очень важен момент испытания веры Илии – «По вере вашей да будет вам» (Евангелие от Матфея, гл. 9, ст.29). Господь ничего не творит с человеком насильственно. Требуется свободное устремление воли человека, его решимость, чтобы все остальное получить даром, по благодати. Будущий великий богатырь оказался достоин своей избранности. Поистине великую веру надо было иметь, чтобы после тридцати лет неподвижности по требованию калик перехожих попытаться встать.

Илия встает и приносит им целое ведро воды. Выпей сам, - говорят они. Он выпивает. «Что в себе слышишь?»- «Слышу в себе силу, дерево с корнем вырву из земли» - «Принеси еще ведро». Илия приносит. «Выпей и это ведро, - говорят ему старцы. - Что в себе слышишь теперь?» «Если бы кольцо ввернуть в землю, - отвечает Илия, - я бы повернул землю». «Это много, - говорят ему. - Принеси третье ведро» Илья приносит третье ведро. «Выпей» - говорят старцы. Илия выпил, и силы у него стало меньше. «Будет с тебя и этого», - говорят старцы и уходят.

Почему поставлены пределы силы богатырской? Есть и на это ответ в древнерусских былинах: образ богатыря-громады необъятной силы Святогора, которого уже и земля не держит, который уже и сам этой силе не рад и лежит неподвижно. Глубоко печален образ этой силы бездуховной, только материальной - и потому ненужной и бесполезной. И в сравнении с ней еще более выигрывает богатырь Илья Муромец, соединивший в себе силу телесную с силой духовной. Получив силу чудом, уже в зрелом возрасте, Илья не мог ею возгордиться, он пронес ее через всю свою жизнь как драгоценный дар, принадлежащий не ему, а всему народу русскому, которому он бессменно и бескорыстно, в скорбях и лишениях, до глубокой старости служил, став на многие годы образом его духовной и материальной силы. По всему видно, что Илья получил хорошее христианское воспитание. Собираясь на богатырские подвиги, он творит земной поклон перед отцом не вступает в битву из удальства или в пылу гнева. Дарованную ему силу он употребляет только на защиту своего Отечества или восстановление справедливости. Но и перед битвой с угрожавшим взять Киев языческим Калином-царем Илья долго уговаривает его уйти добровольно, не проливать зря крови. И здесь, и в каждом деянии святого богатыря видны его спокойный, тихий нрав, христианское долготерпение и милосердие.

Простившись с родителями, Илия отправляется в стольный Киев-град к великому князю Владимиру. Сколь тревожным было то время, можно судить уже по тому, что прямой дорогой в Киев ехать никто не решался - там пошаливали разбойники, могли и ограбить и жизни лишить. Илья не испугался, поехал дорогой прямоезжей, чтобы очистить ее от разбойников. Это и был его первый подвиг. Встретив разбойников, Илья драться и ссориться с ними не стал. Взял свой тугой лук и пустил стрелу в сыр-кряковистый дуб, отчего дуб изломался в черенья ножевые . Он показал им свою силу, и они с поклоном пропустили его.

Соловей-разбойник, которого затем полонил Илья, олицетворяет собой языческую силу, от которой по своему христианскому назначению призван богатырь очищать Русскую землю. Во многих песнях говорится, что копье Илии с крестом.

В русских былинах богатырские подвиги обычно берут начало за пиршественным столом великого князя Владимира. И Илья, прибыв в Киев, попадает на такой пир. Князь предлагал каждому прибывшему на пир

богатырю садиться, где он сам хочет. Богатырь, прежде чем сесть, молился Спасову образу, кланялся князю со княгинею и на все четыре стороны, то есть всем воздавал равную честь. Как равного встретили здесь и крестьянского сына Илью Муромца и воздали ему честь не по сословию, а по делам, когда выяснилось, что он очистил дорожку прямоезжую на Киев. Князь зовет его на свой веселый пир, во всех былинах и летописях отмеченный особенной праздничностью. Но собравшиеся за столом князя Владимира богатыри не только удалые, добрые молодцы, любящие повеселиться, но и защитники веры христианской, защитники земли Русской от врагов.

Богатырь Илья Муромец приезжает к князю Владимиру Мономаху (1053-1125), не к равноапостольному Владимиру, как изображается в былинах. Это видно хотя бы из того, что христианство уже распространилось на Руси по всем городам и весям и глубоко вросло в народную душу и даже быт, что, конечно, не могло сразу осуществиться при святом Владимире.

Светлый князь Владимир Мономах, великий защитник и устроитель Руси, сразу пришелся по сердцу богатырю Илье Муромцу. Они были одного духа. Обращаясь к нему, Илья называет его ласковым князем . В этих словах искренняя любовь без подобострастия. Мономах, подобно своему великому предку святому Владимиру, собирает вокруг себя на благо Отечества всех самых мужественных и славных людей Руси. И они сами едут к нему, зная, что здесь найдется достойное применение их силам. Из «Поучения Владимира Мономаха» видно, каким суровым и грозным было то время в истории Древней Руси: «Ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов... Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись...»

К этому мудрому и благородному князю на помощь Божиим Промыслом был послан русский богатырь, крестьянский сын Илия Муромец. Усилиями самых мужественных и храбрых людей того времени - русских богатырей, атаманом которых был Илья Муромец, брань с половцами была перенесена в глубь степей. Летописи сообщают о том, как дружины Владимира Мономаха загнали силы хана Отрока Шарукановича (сына былинного Шарк-великана) за железные врата на Кавказе, «пили золотым шеломом Дон, приемши землю их всю». Русские богатыри доходили до Азовского моря, завоевывали половецкие города на Северном Донце, заставляли половцев откочевывать за Дон и за Волгу, в степи Северного Кавказа и Южного Урала. Илья МуромецПо былинам, Илия не знает поражений. И, служа благу Отечества на поле брани до глубокой старости, в душе всегда остается монахом-подвижником. Его нигде не называют удалым - спокойная, величавая мощь Илии выше удали и суеты. Вокруг бушуют страсти, а он сохраняет внутренний мир, кротость, любовь к ближнему. Поистине могучая духовная сила его удивляет нас гораздо сильнее телесных подвигов. Вот встречает он в поле Збут-королевича, родственника «того короля Задонского». Королевич пустился вскачь на старого богатыря, выстрелил ему в грудь из тугого лука, попал, но никак этим не повредил. А благодушный Илия богатыря, пустившего ему в грудь стрелу:
«Не бьет палицей тяжкою,
Не вымает из налушна тугой лук,
Из колчана калену стрелу,
Не стреляет он Збута Бориса-королевича».
Он только схватил его «в белые руки» и бросил выше дерева «стоячева», потом подхватил его и стал спрашивать его «дядину-вотчину». Изумился благородству духа Ильи Муромца даже супротивник его Збут-королевич: «Кабы я у тебя на груди сидел, я спорол бы тебе, старому, белую грудь». И это было бы естественным поступком для любого витязя или рыцаря того лихого времени и на Западе, и на Востоке. «Поезжай, - говорит Илия Збуту, - поезжай, Збут Борис-королевич, млад ты, ко своей сударыне-матушке. Кабы ты попал на наших русских богатырей, не отпустили бы они тебя живого от Киева».

Высок и светел образ преподобного Илии, но и по-отечески близок сердцу каждого человека. Вот уже более восьмисот лет рассказы о его благородных подвигах, христианском милосердии и добродушии воспитывают в поколениях русских людей мужество и благородство, любовь к своему Отечеству и народу. Похоже, что и ныне святой Илия бессменно несет свой подвиг

«Что ясный сокол в перелет летит,
Как белый кречет перепархивает,
Мчится на коне старый богатырь
Илья Муромец».

Надежда Ильичева

Skip Navigation Links
Использование материалов сайта разрешено только с активной ссылкой на сайт.